В связи со сложившимися обстоятельствами выпуск печатной версии журнала PROCOURT оказался невозможен. В связи с этим наш сайт предоставляет посетителям и читателям журнала возможность ознакомиться со всеми публикациями первого номера журнала за 2020 год.
Сегодня в рубрике «Психология» продолжаем тему неверных психологических установок, начатую в прошлом номере доктором медицинских наук, психологом российских сборных по теннису Вадимом Гущиным.
В этой статье мы продолжаем разговор о неэффективных ментальных установках спортсмена и расскажем об антитезисах – установках, обеспечивающих достижение оптимального боевого состояния спортсмена. Как считают психологи, система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок направляет деятельность человека, определяют его отношение к миру, к себе и другим людям и отражаются в его поведении. В этой статье мы хотели бы поговорить о распространённых предыгровых установках, которые мы рассматриваем как неэффективные.
Напоминаем читателю, что неэффективными мы предлагаем считать установки, приводящие к фрустрации(лат.Frustratio — «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») – психическому состоянию, возникающему при несоответствия желаний имеющимся возможностям.
“Я должен показать свой лучший теннис”. Эта установка, изначально кажущаяся позитивной (игрок берет на себя ответственность за качество игры), имеет весьма “ядовитые” последствия. Лучший теннис – это деятельность на уровне личного вдохновения, требующая так называемого состояния “потока” — по Михаю Чиксинтмихайи, «ощущения получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенности в себе, умением эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения.” С точки зрения Чиксентмихайи, кроме полного погружения в выполняемую деятельность (вполне возможно, концентрация внимания зависит от самого спортсмена), для его достижения необходимо равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задачи и сопутствующее этому ощущение полного контроля над ситуацией. Переводя эти условия на спортивный язык, уровень соперника (сложность задачи) должен в точности соответствовать уровню нашего подопечного. Но разве нам приходится играть только с равными по силам противниками? Где взять вдохновение, противоборствуя с теми, кто существенно выше или ниже в рейтинге, когда уровень сложности задачи превышает (судя по рейтингу) ваши возможности или когда, наоборот, задача кажется слишком простой? Безусловно, уровень сложности противоборства – вещь относительная, о чем игрока все время должны предупреждать тренер и психолог. Сильный соперник может оказаться не в форме, слабый – неожиданно прибавить в мастерстве. Но речь-то идет об исходных,предыгровых установках – и как же часто прогноз теннисиста основан на рейтинге, номере посева, своего и противника, на прошлом опыте. Требуется существенная работа с данной установкой тренера и психолога, дабы играть с противником “здесь и сейчас”, исходя из его (и своего) реального статуса.
Полный контроль над ситуацией в реальности тоже может оказаться под вопросом. В случае слабости соперника концентрацию легко потерять, а если соперник сильнее, то именно он обычно и контролирует ситуацию на корте. Вот поэтому-то вдохновение “потока” приходит так редко, вне зависимости от выполняемой деятельности. Гораздо чаще такая установка, как мы указывали в первой статье, сначала приводит к ощущению неуверенности («Это не мой лучший теннис»), связанным с этим негативным переживаниям – и полной потере контроля над собой и ситуацией. Следует добавить, что для молодого, не познавшего крупных успехов игрока образцом “лучшего тенниса” обычно служит его игра на тренировках, когда условия выполнения приемов зафиксированы (настоящая игра непредсказуема), противник может не играть в полную силу и нет настоящего давления результата. Отсюда так часто звучащий из уст спортсменов и тренеров вопрос: “Почему на тренировках все получается, а в соревнованиях куда-то исчезает?». Лучший теннис – это всегда теннис соревновательный, достигаемый через трудные победы, а не только через тяжелую подготовку.
Еще одна установка, тесно связанная с предыдущей, “буду играть в свое удовольствие”. При этом предполагается, что игра в удовольствие позволит действовать свободно, расковано, с позитивным эмоциональным настроем. Увы, это очередной самообман, иллюзия, поскольку удовольствие от соревнования столь же редкий феномен, как и, как правило, связанное с ним вдохновение. Настрой на легкость и радость от игры демобилизует, делает еще более болезненным реальные “пот, кровь и слезы”, сопровождающие суровую спортивную борьбу. Столкновение неоправданных ожиданий с необходимостью страдать, переживать ошибки, проигранные мячи, негативную реакцию публики быстро приводит к отчаянию, стремлению избегнуть настоящей борьбы.
Основой антитезиса этих неэффективных установок служат строчки Пушкина: “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”. Увы, даже гений не мог вызывать вдохновение по желанию, куда уж нам… Но продемонстрировать наработанные навыки, “сыграть профессионально”, в полную силу, сохраняя концентрацию выполнить игровое задание – задача вполне выполнимая и, главное, зависящая от самого теннисиста. Вдохновение, лучшая игра приходят через опыт побед на соревнованиях, через полное понимание своих возможностей, через осознание необходимости терпения, тяжелого труда как непрерывного условия достижения цели. Именно настоящий профессионализм с его осознанным, а не навязанной социумом выбором сложной цели, трезвой оценкой лежащих на пути ее достижения трудностей, немалой (и порой болезненной) цены их преодоления – в пиковые моменты карьеры рождает то самое ощущение удовольствия от полной самореализации, свободы, полета. Но все эти мгновения редки и не приходят по желанию, на основе простого “хочу”.
Стремление избежать бьющей по самолюбию неудачи может проявиться еще в более изощренной психологической защите и связанной с ней установки “сегодня я не буду ставить все на победу». При этом на корте с первой минуты матча как бы присутствует бледная тень игрока, а борьба так и не завязывается. В таком случае после матча тренер и близкие теннисиста задаются вопросом: “Что это было? Отчего наблюдалась откровенная сдача игры еще до того, как началась игра?”. Обычно расспрос приводит к обескураживающему ответу: спортсмен осознанно решил, что не будет ничего плохого, если он сегодня проиграет – и заранее демобилизовал себя сам. Психологический смысл такой позиции заключается в том, что игрок заранее отказывается рисковать, испытывать надежды, загораживаясь от боли поражения детским: “А я и не играл в полную силу, это не считается. Вот в другой раз уж я ему покажу”. Перенося задачу из настоящего в будущее, игрок обесценивает настоящее, делает его гораздо менее бьющим по чувству уверенности, самоценности, то есть, менее травмирующим психологически.
Наиболее точно и полно описала такую ситуацию знаменитая румынская теннисистка Симона Халеп, повествуя о своей работе с психологом. ”Раньше, — рассказывает Симона, — я говорила себе: не будет ничего страшного, если я не выиграю этот турнир, финал и прочее. Будут и другие шансы и возможности. Это позволяло избегать острого ощущения неудачи, приглушало разочарования и боль, питало надежды”. Но с этой установкой Халеп все время чего-то не хватало до максимума, финалы турниров «Большого Шлема» ускользали от нее. “Зато теперь, — говорит экс-первая ракетка мира, — я поняла, что эта установка мешала мне выйти на предел своих возможностей. Теперь я не боюсь мечтать”.
Таким образом, антитезисом данной установки является знаменитое “бороться и искать, найти и не сдаваться” – то есть, готовность рискнуть потерпеть неудачу и связанные с ней переживания, урон для самооценки. Игрок должен понимать, что правильная постановка цели связана не только с ее позитивностью (“делать”, а не ”НЕ делать”), количественной измеримостью для четкого определения степени прогресса. Цель должна быть максимально труднодостижимой. «А как же быть с ее реалистичностью?», – спросите вы. Излишний реализм, прагматизм в постановке цели сделает ее достижимой, прагматичной, но, возвращаясь к концепции Чексентмихаи о состоянии “потока”, также скучной, не вызывающей вдохновения, порыва – и оттого мешающей достижению вершин. Мечты далеко не всегда реалистичны, порой чреваты болью и разочарованиями, даже отчаянием, но только умеющий мечтать достигает своего, личного максимума возможностей. Чемпион – в чем-то Дон Кихот, бьющийся с ветряными мельницами своих слабостей и неверия. Но он должен, как герой Сервантеса, “мечтать, пусть обманет мечта, бороться, когда побежден!..”.
(Окончание следует)
На фото — автор